Общероссийская общественная организация
«Федерация компьютерного спорта России»

                 Компьютерный спорт это спорт?

В настоящее время на уровне обыденного сознания (да и в учебной литературе) часто спорт и физическую культуру отождествляют.

Однако в Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" представлено понятие «спорт - сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним».

Там же «вид спорта - часть спорта, которая признана в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном настоящим Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование. Компьютерный спорт, как вид спорта, абсолютно соответствует данным понятиям.

В Советском Союзе наиболее научно обоснованной являлась классификация видов спорта  по особенностям предмета и характеру двигательной активности в соревнованиях (Лев Павлович Матвеев, 1977). Все виды спорта делились на шесть групп:

1 группа - К данной группе относится большинство видов спорта виды спорта с предельно активной двигательной деятельностью, результаты которых зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена, выявляемых в процессе соревнований (легкая атлетика, плавание, борьба, спортивные игры и т. д.).

2 группа - виды спорта, основу которых составляют действия по управлению различными средствами передвижения, где спортивный результат обусловлен внешними движущими силами и умением рационально пользоваться ими (мотоциклетный, автомобильный, парусный спорт и т. д.).

3 группа - виды спорта, двигательная активность в которых жёстко лимитирована условиями поражения цели из специального спортивного оружия (пулевая стрельба, стрельба из лука, дартс и др.).

4 группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсменов (авиамодельный, радиоспорт).

5 группа - виды спорта, основное содержание которых определяется характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки).

6 группа - многоборья, составленные из различных дисциплин, входящих в различные виды спорта (биатлон, служебные многоборья, спортивное ориентирование и др.).
В тот период, было государственное понимание о роли и месте всех видов спорта для развития различных отраслей народного хозяйства. Поэтому все группы видов спорта планово развивались в различных организациях (например: 1 группа – спортивные клубы по месту жительства, ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ и т.п.; 2 и 3 группа – ДОСААФ и спортивные общества силовых ведомств; 4 группа – технические станции и др.; 5 группа – Дворцы пионеров и творчества и спортивные клубы по месту жительства; 6 группа – различные организации, в том числе ведомственные спортивные общества).

Позже, в современной России, акцент развития отрасли «физическая культура и спорт» был смещен в сторону олимпизма и, как следствие, средства массовой информации освещают виды спорта первой группы. Также в этот период «социальное здоровье», которое лежит в основе международного спортивного движения, вытеснили понятием «физическое здоровье», что оказалось сдерживающим фактором для понимания ценностного потенциала многих видов спорта.

В 2006 году России Лев Павлович Матвеев писал «…существуют виды спорта, соревновательная деятельность в которых не имеет активно двигательного содержания (шахматный спорт, шашечный спорт, компьютерный спорт, возрастающий ряд других видов спорта). Теоретической дисциплины, которая интегрировала бы результаты познания совокупности таких видов спорта, пока нет. Будет ли формироваться она? Или и такие виды спорта войдут в сферу, на которую распространится обобщающее познавательное внимание всеобщей теории спорта? Это – вопросы, заслуживающие серьезного специального обсуждения». В период с 2010 года по настоящее время усилиями Федерации компьютерного спорта России были инициировано это обсуждение:

Результат - создание экспертного сообщества на уровне межведомственного взаимодействия, которое способствовало выработке научного обоснования государственного признания компьютерного спорта видом спорта.