Общероссийская общественная организация
«Федерация компьютерного спорта России»

О развитии науки в компьютерном спорте в Российской Федерации

  • 17.06.2016

В настоящее время увеличивается поток «экспертных мнений» о пользе и вреде компьютерного спорта. Федерация компьютерного спорта России совместно с учеными с 2010 года проводит ряд научных мероприятий различного уровня: конференции, круглые столы и экспериментальные исследования. Результаты этих работ опубликованы в формате научных статей, выпускных квалификационных работах и т.п.

Перечень Всероссийских конференций, проведенных при поддержке Федерации компьютерного спорта России :
1. 2011 г. Всероссийская научно-практическая  конференции “Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы”.

2.2012 г. Всероссийская научно-практическая  конференции “Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы”.

3.2013 г. Всероссийская Интернет-конференция "Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы"

4.2014 г. Всероссийская Интернет-конференция "Компьютерный спорт (киберспорт): проблемы и перспективы"

5.2015 г. Всероссийская Интернет-конференция "Практика и перспективы использования интеллектуально-игровых технологий в спортивной и прикладной подготовке".

Среди участников конференций в разные годы было отмечено:

1. Компьютерный спорт как массовое социальное явление в РФ имеет все показатели для  официального признания.

2. Некоторые дисциплины компьютерного спорта имеют общие признаки с интеллектуальными видами спорта, и могут быть представлены на фестивале интеллектуальных видов спорта и по вопросу научных исследований необходимо сотрудничать со специализацией «Теория и методика шахмат» ФГБОУ ВПО РГУФКСМиТ на предмет изучения формирования и функционирования нелинейного мышления.

3. Компьютерные симуляторы могут использоваться как средства для проведения тренировочных занятий, так и для проведения научных исследований.

4. Выступление российских киберспортсменов на международных соревнованиях можно определить как успешные.

5. Компьютерный спорт напрямую влияет на развитие когнитивных (познавательных) способностей человека, однако инструментальные исследования установили, что при игре в большей степени задействуется правое полушарие мозга человека.

6. Отдельно отмечается, что компьютерный спорт развивает прикладные навыки, необходимые современным защитникам Родины при управлении беспилотными летательными аппаратами и военными роботами.

7. Деятельность отделения компьютерного спорта СДЮШОР «Олимп» г. Орла (тренер-преподаватель Тихомиров В.В.) заслуживает особой оценки: во-первых, официальная учебная программа, во-вторых, первый опыт организации в России системы тренировки для учащихся в группах начальной подготовки, в-третьих, стараниями тренеров отделение стало пользоваться популярностью (более 100 учащихся), а выпускники школы стали успешно выступать на всероссийских и международных соревнованиях (не только в компьютерном спорте).

8. Результаты научных исследований легли в основу научно-популярного фильма «Компьютерные игры. Большой скачок» снятого сотрудниками канала «Наука 2.0»  и показанного на разных телевизионных каналах (в том числе федеральных).

Распространение компьютерного спорта как массового социального явления стало предметом конкретных научно-исследовательских работ:

  • Красников Андрей Андреевич (д.п.н., профессор кафедры теоретико-методических основ физической культуры и спорта) – “Место киберспорта в сфере спорта”;
  • Сопов Владимир Федорович (профессор кафедры психологии РГУФКСМиТ) – “Психология командного взаимодействия и индивидуальных единоборств в виртуальном пространстве: постановка проблемы”;
  • Левушкин Сергей Петрович (Директор НИИ СПОРТА РГУФКМиТ, д.б.н., профессор), Казаков Александр Юрьевич (научный сотрудник НИИ СПОРТА РГУФКСМиТ) – «Использование современного научного оборудования для оценки и коррекции физического состояния киберспортсменов»;
  • Новоселов Михаил Алексеевич (к.п.н., доцент,  заведующий кафедрой Информационных технологий) –  “Подготовка специалистов по компьютерному спорту”;
  • Михайлов Николай Георгиевич (к.п.н., доцент кафедры Теории и методики физического воспитания и спорта Педагогического института физической культуры МГПУ) - “Компьютерный спорт в информационно-образовательном пространстве физкультурного вуза”;
  • Мещеряков А.В., (канд. биол. наук, доцент, зав. лабораторией физкультурно-оздоровительных технологий НИИ спорта), Новоселов Михаил Алексеевич (к.п.н., доцент,  заведующий кафедрой Информационных технологий) – «Активность регуляторных систем при управление особо сложными системами  в  игровой ситуации»;
  • Стрельникова И.В..(к.б.н, проф. заведующая кафедрой биохимии и физиологии МГАФК), Стрельникова Г.В (ст. преп. кафедры биохимии и физиологии МГАФК) – «Компьютерные игры как компонент тренировочного процесса в подготовке юных спортсменов»;
  • Скаржинская Елена Николаевна (к.п.н., зав. отделом магистратуры МГАФК) –  “Киберспорт – спорт информационного общества”;
  • Алешин Михаил Петрович (МСМК по шоссейным кольцевым автогонкам, чемпион Мира) – “Использование гоночных симуляторов в подготовке профессиональных гонщиков-кольцевиков различных формул”;
  • Шестопалова Елена Викторовна – (МСМК по стрельбе из пистолета и из боевого оружия, к.п.н., доцент Московского университета МВД РФ, подполковник милиции) – "Особенности проведения соревнований и тренировок по стрельбе на компьютерном тренажере СКАТТ";
  • Лисецкий Михаил Евгеньевич (автор и ведущий передачи "Новости компьютерного спорта", телеканал "MTV-Россия";  редактор ВГТРК)  – “Проблематика популяризации компьютерного спорта в средствах массовой информации";
  • Смит Дмитрий Вячеславович (Председатель Правления Федерации компьютерного спорта России) – "Всероссийские и международные соревнования по компьютерному спорту ";


Социальные сети