Общероссийская общественная организация
«Федерация компьютерного спорта России»

Влияние компьютерного спорта на функциональные системы организма человека.

  • 17.06.2016

К соревнованиям по компьютерному спорту спортсмен должен быть функционально подготовлен, так как испытывает значительные психофизические  нагрузки, направленность которых схожа с другими видами спорта, прежде всего, с нагрузками  шахматистов и шашистов. Но, в отличие от шахмат,  требуется еще специальная психофизиологическая подготовленность спортсмена для быстрой оценки игровой ситуации и принятия решения в рамках команды (в командных дисциплинах компьютерного спорта) или в рамках индивидуальной игры  (в индивидуально-игровых дисциплинах компьютерного спорта).

Следует отметить, что в интеллектуальных видах спорта (шахматы, шашки, го) спортивные действия спортсмен совершает в ответ на действия соперника поочередно, в компьютерном спорте, чаще всего, спортивные действия осуществляются одновременно с действиями соперника и, в этом плане, функциональные нагрузки режима принятия решений наиболее близки к спортивным играм ( баскетбол, волейбол, гандбол и т.д.)

Особое место в компьютерном спорте занимает тактическая подготовка спортсмена. Тактическое мастерство опирается как на информационную базу данных (о сопернике, о возможностях своей команды, о виртуальной среде, где проходит состязание), так и на умения, навыки, способствующие быстро и эффективно реализовать тактический замысел.

В процессе учебно-тренировочной работы при приобретении знаний, формировании умений и навыков развивается тактическое мышление. Основные качества его выражаются в способности спортсмена быстро воспринимать, оценивать, выделять, и перерабатывать информацию, повышающую эффективность решения тактических задач в состязании, предвидеть действия соперника и исход соревновательных ситуаций, а главное— кратчайшим путем находить среди нескольких возможных вариантов решений такое, какое с наибольшей вероятностью приведет к победе. Не вызывает сомнений, что эти качества нужны в любом виде спорта, хотя их «вклад» в компьютерном спорте имеет преобладающее значение.

Тренировочный процесс способствует повышению уровня развития функциональных систем организма спортсмена,  в киберспорте это  прежде всего, центральной и периферической нервных систем.

Исследование влияния компьютерных игр на центральную нервную систему  киберспортсменов, на основе анализа электроэнцефалограммы, регистрируемой до и сразу после игры, показало более выраженную активацию правого полушария по сравнению с левым в коре головного мозга. Этот факт косвенно указывает на развивающий потенциал компьютерных игр для функций правого полушария, что редко встречается в традиционной учебно-тренировочной работе. Так, например, школьное обучение, в основном, больше адресуется к левому полушарию, которое связано с вербальными функциями, счетом, логикой. Соответственно, это и способствует развитию его функций. Правое полушарие, «образное», получает гораздо меньше внимания в школьной практике, и компьютерные игры могут восполнить этот пробел.

Таким образом, анализ имеющихся научных данных позволяет  рекомендовать дисциплины компьютерного спорта для развития психофизиологических способностей  школьников.


Социальные сети